Родителям о профессиональном выборе их детей
29.08.2015 2020-03-23 20:30Родителям о профессиональном выборе их детей
Родителям о профессиональном выборе их детей
Согласно результатам индивидуальной работы и проведенным опросам среди школьников 7-11-х классов, у большинства из ребят есть некоторые сложности в выборе будущей специальности. После окончания школы многие из не имеют абсолютно никаких планов касаемо выбора профессии, или же имеют, но такие планы чаще всего имеют спонтанных и необдуманный характер. Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого, но на кого могут рассчитывать дети при этом выборе?
Конечно, на центр профориентации и специалистов, которые там трудятся. Такие учреждения не пользуются массовой популярностью среди населения нашей страны. Но не взирая на это, множество детей с их помощью нашли свое истинное жизненное предназначение и отличные профессии. Но не каждый юноша способен сам обратиться в такой центр за помощью. Поэтому, без влияния родителей попросту не обойтись. Ведь только родители идеально знаю своих детей, и могут поделиться опытом.
Содержание
Проблемы выбора профессии
Какая именно помощь нужна детям при поиске профессии? С какими проблемами они сталкиваются на этом пути формирования своего будущего?
Проблема №1
Недостаточное развитие школьника в социальном плане, проблемы с принятием серьезных решений. Увы, но такое встречается довольно часто – воспитание ребенка в школе и семье не всегда может подготовить его к принятию серьезных жизненный решений.
И самое первое в жизни значимое решение – выбор профессии, может опуститься на плечи подростка как нечто попросту невыполнимое. Каждый родитель вправе по-своему решать вопросы, связанные с выбором будущей профессии их ребенком. Некоторые все-таки дают ребенку возможность выбора, другие настаивают на определенном ВУЗе или специальности, третьи отталкиваются от других соображений.
Но не нужно давать школьнику готовых решений, лучше дать ему возможность объективно подойти к разрешению этого вопроса. Также не нужно в спорной ситуации вести себя с ребенком резко, только так он увидит ваше уважительное отношение к его решениям.
Проблема №2
Отсутствие знаний о факторах, которые влияют на выбор профессии. НА что же нужно обращать внимание подростку при выборе будущей специальности, и как родители могут ему в этом помочь?
- Состояние здоровья. Если у вашего ребенка есть определенные проблемы со здоровьем, к примеру, он страдает хроническим заболеванием, то вам обязательно необходимо получить консультацию терапевта. Вы должны узнать, как отразиться конкретная профессия на здоровье подростка. Только врач может быть компетентен в этом вопросе, и дать исчерпывающую информацию и рекомендации в конкретном случае
- Предрасположенности. Нельзя не проявлять внимания к предрасположенностям, умениям и способностям подростка
- Интерес. Согласно мнению специалистов, выбор профессии может быть более обоснованным, если у ребенка проявляется к ней интерес. При этом подросток будет более устойчив в профессии, быстрее получит необходимые для работы навыки. Увы, но как показали исследования, только 41% старшеклассников выбирают будущую профессию, опираясь на интерес к ней
- Востребованные профессии. Стоит хорошо разбираться в вопросе потребности экономики в кадрах. Вы должны хорошо знать, какие именно востребованные профессии сейчас пользуются наибольшим спросом. Хорошо было бы изучить рынок вашего города, или города, где будет учиться ваш ребенок. Также важно помнить, что почти 70% рынка – это именно востребованные профессии материальных отраслей
Проблема №3
Неверный притязательный уровень. Перед тем, как твердо заявить «Вот это — моя будущая профессия», подросток может столкнуться с чрезмерным понижением или повышением уровня своего притязания. Обусловлено это чаще всего неверной самооценкой, неправильным пониманием и оценкой своих возможностей. В подростковом возрасте, согласно проведенным исследованиям, всего лишь 9% учеников 7-11 классов могут дать себе адекватную оценку. Остальным, 91% необходимо мнение старших.
Самооценка и возможности имеют наибольшее влияние на появление у школьников противоречий. Из-за этого он проявляет только те притязания, которые самостоятельно не способен воплотить в реальность. Да, он может ощущать свою «взрослость», но у него попросту еще нет способностей и данных для того, чтобы осуществить свои притязания. Итог – нет и возможностей. Если у ребенка слишком большие запросы, то и родители, и учителя, имеют, можно сказать, уникальную возможность, стимулировать или понизить уровень притязаний.
Основываясь на этом, мы может дать вам отличные практическую рекомендацию:
Не нужно осуждать или категорически запрещать слишком большие запросы ребенка, гораздо эффективнее – дать ему возможность испытать все в реальной ситуации. Ведь неудача – тот фактор, который понижает притязательный уровень.
Помните, высокий уровень притязаний – отличный стимул для ребенка. Он сможет столкнуться с чем-то новым, усвоить полученные из этого уроки, получить новые знания и навыки. Это закаляет стиль поведения успешного человека.
Согласно проведенным исследованиям, уровень притязаний ребенка имеет основной регулятор – жизненные успехи и неудачи. Поэтому не нужно резко реагировать на желание подростка попробовать себя в чем-то новом, исследовать новую, неизвестную ранее профессию. От вас нужно только одно – четко обдумать план действий на тот случай, если стремление ребенка приведет к неудаче.
Но вы должны не только составить этот план действий, но и все серьезно продумать. Например, при подаче документов в ВУЗ, который дает среднее образование, необходимо выяснить условия поступления, формы обучения, сроки подачи всех бумаг, даты вступительных экзаменов, на каких основаниях (по направлению или общих) производится прием и т.д.
Проблема №4
Чрезмерная эмоциональность. Часто из-за особенностей возраста, «ветра в голове» и неопределенности в будущей профессии, подросток способен принимать необдуманные решения. Именно поэтому его влечет только внешняя сторона профессии. Он может выбрать нечто романтическое, необычное или особенное, полагаясь только на что-то одно. Что-то, совсем незначительное, но достаточно яркое.
Сюда можно отнести такие профессии, как геолог, модельер, археолог, оперативный сотрудник полиции, стюардесса и т.п. Чтобы корректировать такие малообоснованные профессиональные решения вашего ребенка, нужно четко и ясно объяснять ему содержание таких профессий: обязанности, ответственность, режиме работы. Условиях.
[rule type=»clear»]
Проблема №5
Отсутствие адекватной информации о профессиональном мире. Ребенок, имея небольшой жизненный опыт, может иметь и небольшие познания о профессиональном мире. Так, недостаточное, неполное или неточное представлении о той или иной профессии создать иллюзию понимания этой профессии. Тем более, подросток может не знать об условиях приема в ВУЗ, системе обучения, ответственности.
Родители при этом должны помочь школьнику в полном объеме получить эти познания. Попробуйте со своим подрастающим поколение провести анализ рынка профессий. Начать можно с вашей специальности, ваших близких и знакомых. Но не делите профессии на плохие и хорошие – это неправильно. Такое утверждение может быть справедливым только для конкретного человека. Человек может назвать работу плохой или хорошей, основываясь только на лично полученном опыте.
Цель родителей – помочь ребенку оценить рынок профессий объективно, учитывая недостатки и преимущества той или иной профессии. Проводя анализ специальности, необходимо показывать каждую профессию в свете совокупностей всех внешних и внутренних ее составляющих. Внешние – те, что заметны сразу. Поэтому, чтобы ваш ребенок мог уверенно заявить «моя будущая профессия – это мой взвешенный и обоснованный выбор».
К примеру, следователь полиции сидит в кабинете и занимается расследованием интересных уголовных дел. Но что стоит за этим – большая опасность и риск, огромная ответственность за жизни других людей. Задача следователя – найти виновника преступления. Но кроме того, он должен уметь идеально искать, анализировать информацию. Он должен быть и психологом, и оперативников, а иногда и педагогом. Следователь должен иметь идеальное самообладание, хорошую физическую и моральную подготовку.
Проблема №6
Недостаточные знания об образовательной сфере. Часто школьники средних классов даже не знают отличий между средним и начальным образованием. А после того, как узнают, что при поступлении в ВУЗ, предлагающий среднее образование, необходимо сдавать вступительные экзамены, и вовсе могут изменить свои планы.
Поэтому, перед тем, как ребенок выберет ВУЗ, в котором желает обучаться, он должен четко представлять образовательную систему. Он должен знать, какие существуют современные учебные заведения, каков порядок поступления в них, какие документы необходимо подавать, сколько будет стоить обучение, и что он получит после него.
Каждый родитель должен не только ознакомить ребенка с миром профессий, но и дать информацию о ВУЗах, и особенностях образовательной системы. Только так школьник будет понимать – «как будет получена моя будущая профессия, насколько это трудно и обосновано».
Заключение
Исходя из всего, описано выше, хочется подвести небольшой итог. Подготовка школьника к выбору профессии – важнейшая совместная работа каждого родителя и ребенка. При этом нужно приложить усилия. Хотя бы для прочтения книги о современных профессиях (найти такую литературу можно в библиотеках или учебных заведениях). Еще больше усилий придется приложить, чтобы попробовать себя в какой-то другой профессии, сделать ее «первую пробу». А самый действенный метод познакомите ребенка с какой-либо профессией – это устроить его работать на летние каникулы.
Конечно, в этой жизни каждый должен сам строить свою судьбу, наш успех и счастье. Все находится исключительно в наших руках. Но подготовить ребенка к такому важному шагу в жизни, как выбор профессии, должны родители. И подготовка эта будет самой доброжелательной, искренней и мудрой.
Профессионалы нашего Центра профориентации всегда готовы помочь в выборе профессии и формировании адекватного мнения о мире специальностей у ваших детей. Мы можем провести индивидуальные консультации, определить интересы и склонности вашего ребенка, выявить особенности характера и личности.